Курсы валют

Доллар США
 
147.93
Евро
 
195.95
Российский рубль
 
5.04

Прогноз погоды

Караганда
 
-10
Астана
 
-13

Подписка на рассылку

новостей газеты
«Наша ярмарка»

Темы недели


 
По пути Кенесары 24 февраля 2012

По пути Кенесары


Студенты КарГУ первыми посмотрят фильм о последнем казахском хане


В этом году исполняется 210 лет со дня рождения двадцатого и последнего казахского хана Кенесары Касымова. Личность одной из самых ярких фигур казахстанской истории давно привлекала внимание известного казахстанского писателя и режиссера Марата Конурова своей трагичностью, многоплановостью и драматичностью судьбы. 


Задолго до всплеска волны интереса общественности к образу вольнолюбивого предка Марат Конуров пытался отыскать следы пропавшего черепа хана Кенесары: 

— В 1994 году я сам, по личным каналам, используя связи, пытался найти голову в Эрмитаже. Но не нашел… Я перебрал множество черепов в длинных ящиках, лежащих в запасниках музея, разговаривал с работниками, но следов черепа степного бунтаря не обнаружил. Имеются лишь словесные воспоминания о том, что была такая экспозиция. Есть версия, что череп по сей день лежит в Омске, в хранилище одного из музеев, — рассказал нам Марат Сеитович в одном из интервью. 

В своем новом документально-постановочном фильме "Кенесары -хан", премьера которого прошла в декабре прошлого года в г. Алматы, режиссер повествует о восстании под руководством Кенесары-хана в период 1837-1847 гг. От кадра к кадру он складывает мозаику тех лет, восстанавливает образ последнего хана степи. 

— Марат Сеитович, вы довольны своей работой? Это ведь жанр, в котором вы раньше никогда не работали? — спросили мы у автора фильма. 

— Я доволен. Это результат долгой работы и трудных поисков. Мы прошли почти весь путь Кенесары, были на самых знаковых местах его жизни. Объем работы был гигантский. Могу сказать, что делать такой фильм было гораздо сложнее, чем обычный художественный фильм. Это первая работа в казахстанском документальном кино в таком формате, когда часть гвоздевых эпизодов десятилетней войны казахов под руководством Кенесары-хана реконструирована постановочными актерскими сценами. 

— Очень удачно, считаю, мы воспроизвели поход русских отрядов по степи, — продолжает Марат Коныров. — Сняли момент поднятия султана Кенесары на белой кошме и признания его казахским ханом трех жузов. Реконструировали сцену казни Кенесары-хана. Художник Амиржан Казиев создал около 30 иллюстраций, на которых отобразил сцены взятия Акмолинской крепости, крепости Мерке и другие моменты. Кроме того, мы использовали как инструмент анимационные карты, на которых возникают крепости, стрелками показываются маршруты движения царских отрядов и войска Кенесары. Ведущий, известный актер Бахытжан Альпеисов, вовлекает зрителя в самую гущу повествуемых событий. Фильм сделан динамично, час пролетает незаметно. 

— Как подбирались актеры к этому фильму?

— На основные роли мы проводили большой кастинг, задействовали актеров алматинских театров. Актера на главную роль искали дольше всех, а потом нам удачно попался Ерлан_Сейтимов. Он не актер, но очень похож на Кенесары, изображенного на нескольких портретах неизвестными художниками. 

— А каким был Кенесары? 

— Светлолицым, светлоглазым, с небольшими усами и бородкой, среднего роста, плечистым, очень степенно и уверенно держался, довольно сурового вида. Погиб он в 45 лет, к началу восстания ему было 35. Грим актера, конечно, сыграл свою роль, но и сам Ерлан Сейтимов очень хорошо вошел в образ Кенесары. Также мы воспроизвели графа Горчакова, Николая Первого, графа Перовского, генерала Вишневского.

Я думаю, что после нас документальное кино станут чаще делать именно в постановочном формате, так как это притягивает интерес современного зрителя к фильму. А в истории Казахстана огромное количество ярких личностей, о которых можно рассказать в таком жанре. 

— В чем была главная сложность? 

— В осознании чувства ответственности. Перед современниками. Перед историей. Перед самим Кенесары. И мы постарались максимально точно передать факты: каждый шаг подтвержден документальными свидетельствами, фактами, письмами. Съемочная группа проехала на машинах по пути, пройденному войском Кенесары: Улытау, Туркестан, Ташкент, Чимкент, Тургай, Бетпак -Дала — мы проследили его нелегкий путь. Сценарий был написан мной в соавторстве со сценаристом Эдвардом Кульбаевым по книге фундаментальных исследований Ермахана Бекмаханова. 

Изучая свидетельства о Кенесары в архивных документах день ото дня, я наполнялся гордостью за последнего казахского хана. Это воистину был полководец европейского масштаба, ведь его противниками были генералы российской армии, самой сильной тогда армии в мире, и среднеазиатские ханы Коканда, Хивы, Бухары.

Наш фильм сделан таким образом, чтобы любой человек, даже далекий от истории, легко мог проследить путь Кенесары. А главное — проникнуться чувством патриотизма, оно неминуемо возникает, когда воочию видишь, на какие жертвы ради родной земли шли ее сыны. 

— Каков был бюджет фильма?

— Это не важно. Фильм снят на частные вложения. Важен факт, что есть меценаты, для которых не безразлична история. Имена этих меценатов отражены в титрах фильма. Один из крупных меценатов, читающий пятикратный намаз, попросил не называть его имени, не афишировать его. Я вначале не понял, почему он не хочет, чтобы его имя знали, а только позже осознал: он истинный мусульманин. Истинный мусульманин делает пожертвование таким образом, чтобы правая его рука не знала, что дает левая рука, т. е. не афиширует своего поступка. Он довольствуется благодарностью Всевышнего Аллаха. 

— На ваш взгляд, фильм удался? 

— Думаю, да. На премьере фильма в Алматы желающим посмотреть картину не хватило мест в зрительном зале. Присутствовали деятели кино, ученые, историки. После окончания фильма в зале долгое время стояла тишина, зрители не вставали со своих мест. Потом первым поднялся народный артист Асанали Ашимов и поблагодарил за фильм. Он дал высокую оценку фильму и сказал, что фильм своевременный и Казахстану давно нужна была такая картина. 

— Музыка в фильме есть?

— Да, и музыка потрясающая. Ее автор — очень талантливый композитор Актоты Раимкулова. В фильме звучит кобыз, домбра в исполнении этнографического ансамбля "Туран". Считаю, что процентов на 30 успех фильма принадлежит этой музыке. Актоты тонко и глубинно чувствует казахскую душу и знает, какой звук может тронуть степняка…

— Карагандинцы увидят эту ленту в ближайшем будущем? 

— Да, мы планируем вскоре показать ее перед студентами Каргу, а потом — на ТВ. 

— Собираетесь ли вы продолжить работу в таком же документально-постановочном формате?

— Да, я планирую следующую картину о поэте Магжане Жумабаеве — казахстанском Есенине. 

— Почему именно о нем? 

— На мой взгляд, это самые знаковые личности в истории и культуре Казахстана. Кенесары — в 19 веке. Магжан — в 20 веке. Кроме того, у нашего творческого коллектива в ближайших планах — создание игровой картины о Кенесары, ведутся переговоры, это очень большой проект. Скорее всего, лента будет наполовину финансирована государством, наполовину — частными лицами. 

— Каким будет ваш игровой фильм о Кенесары? Масштабным? Батальным? 

— Точно не батальным. Это будет фильм, повествующий о последних днях Кенесары, показывающий самые драматичные моменты жизни хана. Весь трагизм хана Кене — в последних днях его жизни. А батальные сцены мы никогда не снимем так, как снимает Голливуд. В идеале этот фильм нужно ориентировать только на внутренний рынок, чтобы сделать его максимально правдивым. Потому и актеров пригласим только своих и российских. 

— Каков планируемый размер бюджета фильма?

— Думаю, что мы уложимся в 4 000 000 долларов.

— Вы рассчитываете на спонсорскую помощь со стороны отечественных бизнесменов?

— Конечно. Я не сомневаюсь в том, что наши крупные бизнесмены изъявят желание вложить в создание этой киноленты свою лепту. Потому что это фильм о нашей истории, о борьбе за независимость, о патриотизме. Он сегодня необходим каждому казахстанцу, тем более молодому поколению.


Любовь ЦВИЛИКОВА 

Фото М. Нугманова предоставлено М. Конуровым







Ваше имя или ник:



Добавить комментарий:

* не более 1000 символов




ТОО «Издательский Дом «Классик»
Газета «Криминальные новости»
Газета «Наша Ярмарка»
При использовании материалов ссылка на сайт «nasha-yarmarka.kz» обязательна!

Свежий номер

№ 9 (534) от 02.03.2012 Свежий номер

Скачать PDF версию номера от  2 марта 2012 г.


Архив номеров
Наши конкурсы
Жди меня

Опрос

Кто или что виноваты в росте цен на продукты питания?










Газета «Наша Ярмарка»
2010 © Газета «Наша Ярмарка»
Интернет-компания «Creatida»
Разработка и поддержка сайта:
Интернет-компания «Creatida»