Темы недели
«Я постоянно думаю о сыне»
Сарыаркинский суд Астаны отказал матери погибшего на пограничной заставе «Арканкерген» Дениса Рея в компенсации морального ущерба, оцененного в 370 миллионов тенге. Однако сама женщина, потерявшая сына, говорит, что никакого отношения к иску не имеет…
— Разве можно смириться с мыслью, что сына больше нет? Я постоянно думаю о Денисе, — говорит Татьяна Рей.
Ее сын один из двух погибших на заставе «Арканкерген» пограничников, останки которых не удалось идентифицировать. С этой задачей не смогли справиться даже немецкие эксперты. Тело обгорело настолько, что не сохранилось образцов ДНК. Дениса Рея в июле 2014 года по решению суда признали погибшим.
Татьяна говорит, что к процессу по поводу возмещения морального ущерба никакого отношения не имеет. Астрономическая сумма в 370 миллионов тенге, отмечает Рей, никогда бы не пришла ей в голову.
— Иск предъявлен по инициативе адвоката. У него есть доверенность на ведение дел в суде от моего имени. На ее основании Серик Сарсенов и действует. Мне не надо никаких денег. У меня есть все кроме сына. И такой ценой его не вернуть. Да и «добытые» таким путем деньги никогда не пойдут на пользу. Никакая сумма морального ущерба мне не поможет, — говорит Татьяна Рей.
Адвокат Серик Сарсенов, напротив, считает, что потерявшая сына мать должна получить материальную компенсацию за причиненные страдания. Сумма этого ущерба оценена в 370 миллионов тенге.
В ходе судебного заседания Серик Сарсенов заявил, что Денис Рей погиб по вине государственных органов, из-за отсутствия надлежащего контроля, безответственности. Он считает, что уполномоченные должностные лица надлежащим образом не проверяли соблюдение законности в подразделениях пограничной службы. Серик Сарсенов в качестве аргумента приводит тот факт, что пост «Арканкерген» был создан незаконно. Нормы порядка, хранения и выдачи оружия там отсутствовали.
— Никаких нормативно-правовых актов, регламентирующих несение воинской службы на заставе, не было, — заявил адвокат. — Боевое оружие — источник повышенной опасности, и оно принадлежит государству. Следовательно, оно должно в данном случае нести ответственность.
Адвокат считает все это достаточными основаниями для того, чтобы КНБ, Погранслужба КНБ и Генеральная прокуратура РК компенсировали моральный ущерб матери, потерявшей сына во время бойни на «Арканкергене».
У ответчиков другое мнение. Так представитель Пограничной службы КНБ РК в судебном заседании отметил, что иск о возмещении морального вреда не имеет оснований. И сослался на тот факт, что истцу уже было отказано судом. Апелляционная и кассационная коллегии в 2014-2015 годах оставили в силе решение первой инстанции. Поэтому ведомство не может повторно привлекаться к гражданско-правовой ответственности в качестве ответчика по одному и тому же предмету иска.
— Ответчики ссылались на решение суда, не имея четких возражений и доказательств своей правоты, — сказал Серик Сарсенов после заседания.
Однако:
— Суд определил: производство по делу Татьяны Рей о возмещении морального вреда прекратить. В удовлетворении исковых требований к Генеральной прокуратуре РК, КНБ РК, Пограничной службе КНБ РК отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке, — огласила решение судья Жанира Пернекулова.
Серик Сарсенов заявил, что такой вердикт не стал для него неожиданностью…
Напомним, что в Женеве в Комитете по правам человека рассматривается дело Владислава Челаха. Единственного выжившего на заставе «Арканкерген» 28 мая 2012 года пограничника суд признал виновным в 15 убийствах и приговорил к пожизненному заключению.
Как рассказала нам Светлана Ващенко, мама осужденного солдата, на очередное свидание к сыну недавно ездили отец Валерий Челах и бабушка. Родные сообщили, что сейчас Владислав чувствует себя неплохо. Письма, которые пишут близкие, получает. Все, что привезли отец и бабушка, передали заключенному. Светлана Ващенко говорит, что из ООН пока никакого ответа нет. «Но мы ждем и надеемся», — сказала мать осужденного пограничника.
Елена КЕЛЛЕР
Фото из архива
Вернуться назад
Комментарии (0):
Комменатриев нет.